держи синицу в руке, а туза в рукаве
Что меня приводит в замешательство, так что то, как люди умудряются любить отдельных джедаев - Квая, или Кита, или Пло, или даже Мейса - и при этом ненавидеть Орден. Минуточку, но вот эти персонажи - ОНИ И ЕСТЬ ОРДЕН. Квай - это Орден, Кит - это Орден, Пло - это Орден. И несть другого Ордена, кроме как совокупности этих персонажей.
upd В кометах высказались Nadia Yar и Kinn. Кому интересно почитать, добро пожаловать в тред.
upd В кометах высказались Nadia Yar и Kinn. Кому интересно почитать, добро пожаловать в тред.
Для меня Орден это не совокупность джедаев, а организация, которая всегда что-то бОльшее, чем все её участники. Организация, которая с руководством, бухгалтерией, разными отделами и филиалами, корпоративной культурой и униформой. Отдельные её члены могут быть очень даже милы, а вот она сама в целом - не очень.
Как-то так.
Орден это организация, объединяющая жителей галактики с определенными способностями и решающая какие-то там задачи, которые ставит перед ними государство. Насколько эффективно он решал задачи, мы не знаем, пока что, потому что нам его показали в период кризиса государства в целом. Что там было раньше - надо новоканонную Хай Рипаблик читать, а я никак не припаду. Но сдается мне, что ради красивого действа
и повышения продажтам будет не скучная повседневность, а снова какая-нибудь фигня, которую будешь читать и думать - что они там курили и чем закусывали.Но в приквелах-то перед нами Совет, самая верхушка, пожелай вот они как-то изменить организацию Ордена - сделали бы, фигурально выражаясь, по щелчку пальцев.
Не, не получилось бы по щелчку пальцев. Орден всё-таки слишком большая и слишком старая организация, чтобы получилось поменять что хочется быстро и безболезненно. Это был бы долгий, тяжелый, нудный процесс.
Но тут я каюсь, я сужу по себе и своему опыту наблюдения, когда что-то пытались изменить и усовершенствовать в тех организациях, в которых я работал. Это было всегда нервно и болезненно.
Но, насколько я понимаю, у них организация Ордена как раз нареканий не вызывала.
Либо они придерживались позиции "работает - не трогай". Кто знает, начнут что-то улучшать, а оно возьмёт и развалится. Тем более в тот момент, когда Орден нужнее всего.
С другой стороны, Орден — это организация многотысячелетней давности, с традициями и правилами, которые нравятся далеко не всем. Типа-коммунистический, а на самом деле рабовладельческий идеал отъёма детей у семей и воспитания из них янычар для защиты интересов респовского олигархата? Ну такое. Даже у классиков коммунистической литературы вроде Ефремова и Стругацких люди в их утопиях имеют по крайней мере право на отношения, на любовь, на индивидуальные интересы, а у джедаев отнято и это. В точности янычары раннего периода султаната.
Мне Орден нравился в старом каноне, в доприквельных книгах и комиксах, где джедаи были показаны нормальными людьми с семьями и детьми, просто ещё и приверженцами джедайской религии + членами Ордена. А потом Лукас снял приквелы и внёс коррективы. В его прекрасной республике одарённые были приговорены к государственному рабству просто по факту обнаружения их одарённости в младенчестве. И им ещё везло, если они становились рыцарями, а не крепостными в орденском колхозе "Агрокорпус". Республика не желала видеть свободных граждан-одарённых и держала их в рабстве, не называя его таковым.
Я догадываюсь, кому может нравиться такое положение вещей: фанатикам республики как политической системы и тем, у кого были плохие родители или же по другим причинам горькое детство. В фэндоме есть такие люди, я некоторых знаю. Они уверены, что семья = зло, обычное человеческое детство = зло, нормальная жизнь = зло, и постоянно транслируют эту уверенность во все стороны, хотя их об этом никто не просит. Шли бы они к психиатру с этими вавками. Иметь свой дом, семью и детей — элементарнейшие права человека, и государство, где люди лишены этих прав по факту рождения с определённым талантом, просто фашистский рабовладельческий режим. Каковым и является любая республика на самом деле.
Далее. Чуть ли не первое, во что мы упираемся - взаимодействие Ордена с Республикой. И тут в моем хедканоне ближайшим аналогом будет Католическая церковь. Она (в отличие от православной) была сама по себе, Папа был ее главой, питалась она с земель, принадлежавших ей в разных странах. В момент расцвета даже претендовала на административные функции на подчиненных территориях (в момент упадка съеживалась до феодальных владений одной семьи в Риме). При этом вполне взаимодействовала с правительствами тех государств, на чьей территории функционировала.
Но она, в отличие от Ордена, была невоенной организацией. Что могло случиться с аналогичной организацией, обладай она нехилой военной мощью, это смотри историю тамплиеров. Вот некоторые говорят, мол, Орден должен был обладать бОльшей независимостью от Республики. Елки-палки, это у Республики под носом было бы такое государство в государстве, при этом обладающее МОНОПОЛИЕЙ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ СИЛОЙ! да это похуже, чем сосед с ядрёной бомбой ))). Потому Ордену приходилось все время доказывать свою лояльность Республике - выполнять все ее поручения, нести военную охрану, ручкаться с канцлером и проявлять благоразумие в политической сфере ( то есть, не лезть, куда не просют. Скажем, наводить порядок в Пространстве Хаттов или разбираться с рабовладельческими династиями. Что опять же не мешало отдельным джедаям проявлять частную инициативу). Взамен Республика не лезла во внутренние дела Ордена: Орден самоуправляемая и в общем-то довольно закрытая организация. И если вовне он, так сказать, проявляется как военно-дипломатический орган Республики, то что там внутри происходит - а под "внутренней" жизнью Ордена я подразумеваю в том числе общение форсера и Силы - знают только джедаи, да и то возможно не все.
Что касается преобразований, то тут нужно знать, какова орденская бюрократия )) Мне кажется, что ее там немного и вся она своя. Так что преобразования в Ордене, имхо, будут происходить легче, чем в аналогичной "светской" организации - не в последнюю очередь из-за Силы, т.к. необходимость изменений, предполагаю я, так или иначе "услышат" в Силе все члены Ордена.
Как-то так мне вот это все представляется.
думаю, мы согласимся, что нам вообще мало что известно про организацию Ордена и в этом трудность какой-либо оценки
Да, ты права. Про собственно организацию известно очень и очень мало, то, что удастся найти в книгах, комиксах и фильмах. Я даже не знаю, выходила ли какая-нибудь книга, официальная, посвященная Ордену, что-то вроде хандбука или артбука. Есть "Путь джедая", но как я понимаю, это совершенно не то.
Можно пособирать всё из других источников, но вся эта инфа крайне противоречива и отменяет одна другую.
Поэтому мы все и берём, что видим, что нам ближе и больше нравится, исходя из наших идеологических позиций, а то что не укладывается в личный хэдканон, отбрасываем.
В этом отношении ваха, которая 40К, более систематизирована. Понятно, что там основное это игры миниатюрками, а не фильмы-книги-комиксы, потому и выходят время от времени всякие кодексы и рулбуки, где излагается официальный взгляд. Редакции всего этого тоже бывает противоречат друг другу, отчего у фанатов случаются эпические битвы, но оно как-то более определено.
Жаль, что во вселенной ЗВ никто не хочет взять на себя труд и написать об Ордене. Не книгу, справочник. Возможно, непоняток и нестыковок стало бы меньше. Или нет.
"- Видите ли, - сказала розовая мон-каламари, - я недавно посещала Мон-Калу для икрометания и только что получила известие, что оставленная мной икра была удачно оплодотворена и из нее вышло шесть здоровых мальков.
- Общераспространенное представление о джедаях как о соблюдающих целибат существах тоже неверно? (...)
Мон-каламари взмахнула рукой:
- О, но это же зависит от вида и от родной культуры джедая! (...)
- А что будет с вашими детьми? Вы ведь не сможете их воспитывать?
- Детей воспитывает сообщество, клан. В древности кланы были генетическими линиями, но в постпромышленном обществе это не обязательно. Породители уже давно не не взращивают своих мальков, если они не учителя, не воспитатели и не педиатры по своему роду занятий. - Она сделала жест внимания. - Это распространенная ошибка у млекопитающих - переносить своим обычаи размножения на нас, теплокровных двоякодышащих рыб. Мы не просто общественные - мы стайные существа, и стайная забота о потомстве была нашим путем к разуму."
Мне вот ближе такая интерпретация. Орден существует уже тысячу лет, и я верю, что там наработаны способы решать подобного рода проблемы. Потом, правила вводят люди - они же их и меняют. Я уже говорила, что невольно ищу аналогий в организации Католической церкви - а вот эти за две тысячи лет существования наплодили столько разных форм, что, как говорит пословица, "сам Господь не знает точного числа монашеских конгрегаций". Если ты жизнерадостный сангвиник - будешь в гуще мирян, если интроверт-аспергер - пожалуйста, будешь жить отшельником где-нить в глуши и раз в неделю тебе будут узелок с едой приносить ))) . И вся линейка межу ними. Участвующих в общественной и политической (Ватикан не одобряет, но братья на местах так решили) жизни - и не участвующих. Таким же я вижу Орден: сегодня он централизован и сконцентрирован в Храме, а завтра Сила скажет, что нужно быть ближе к народу - и он рассыплется в горизонтальную сеть малых планетарных образований. Я не вижу в нем окаменелой структуры: Сила скажет - они переродятся. Во всяком случае, я не вижу в каноне чего-то, что напрямую противоречило бы такой интерпретации. То крутое пике, в котором мы видим Орден в Приквелах - это потому, что Сила затемнилась, как говорит нам сам Лукас, и Орден не мог работать в своем, так сказать, обычном режиме.
Далее. Кмк, дело не в том, что "семья - зло", а в том, что "тинейджерское" кино вообще воплощает характерную для этого возраста мечту жить одними без родителей. Хожу в дурацкую школу, душные предки меня воспитывают - а вот бы мне в Суворовское училище/индейское племя/крутую спортивную школу, и чтоб у меня был крутой наставник, который учил бы меня всяким приемчикам, и я был бы самым лучшим! Вот каков был запрос зрителя, насколько я понимаю. Да чуть ли не все подростковые фильмы восьмидесятых об этом. Так что целевая аудитория Лукаса, думаю, вполне одобряла падаванство как способ жизни )) Да что Лукас - Гарри Поттера вон возьмите с его Хогвартсом. Та же история. Может, немножко смягченная в связи с большей "снежиночностью" нового поколения. И при этом да, взрослые иной раз хватаются за голову: вон, Тильда Суинтон по слухам отказалась сниматься в поттериане, мотивировав как раз тем, что — закрытые школы, это зло, я в такой училась, я знаю, и романтизировать их - преступление. Так что взрослые бегают и охают, что "Орден - организация, построенная на детском рабстве" , "Хогвартс - концлагерь" - а дети все принимают на ура. А на них, собственно, и было рассчитано, так что я понимаю, почему Лукаса это не смущало.
Каковым [фашистским рабовладельческим режимом] и является любая республика на самом деле.
Ага. А какой тип государства НЕ является?
Традиционные монархии, например. В сословных обществах они как раз показывают сильную тенденцию к отмене рабства с компенсацией потерь за счёт других механизмов, намного более гуманных. А вот республики без рабства никак. Они либо не развиваются \ не экспандируют, едва держась на грани голодной смерти, либо просто не существуют без толстой прослойки рабов; причём рабство у них наихудшее, люди рассматриваются как инструменты. В старом каноне ЗВ это показано на примере системы Альдераан-Делайя.
Лукас взрослый человек и снимал, конечно, фильмы не для детей. То есть они хороши _и для детей тоже_, но не только. Уже в ОТ есть абсолютно взрослые моменты и взрослая антиутопическая тема. Приквелы он делал отчасти уже с чисто взрослой тематикой - дети не могут оценить ни политэкономику, ни соответствующую сатиру в Эп. 1-3. То, что они могут идентифицировать себя с маленьким Энакином и не обращать внимания на скучную политматчасть, не делает приквелы полностью детскими фильмами. Они "для всех".
И у Лукаса был выбор, каким показать Орден. Изначально, в 70х-90х, структура Ордена джедаев не была продумана. Лукас старательно читал то, что писали для РВ другие авторы, и потом взял оттуда для приквелов всё, что ему подходило для его сюжета. А подошло ему, взрослому человеку, вот это: коррумпированная республика, держащаяся за счёт двух рабских армий, джедаев и клонов. Упс, не удержались, упали-умерли, как досадно
Это то, что у нас в каноне; фанфики же фанфики и есть. В исходном сообщении вы спрашиваете, как люди могут любить отдельных джедаев, но ненавидеть Орден; вот вам ответ. Люди понимают, что их любимые герои - жертвы рабовладельческого фашизма. Эти джедаи - дети, отнятые у их семей обществом и забранные в янычарскую секту. Орден - инструмент "старых денег", респовских олигархов-сенаторов-рабовладельцев, которым не нужна конкуренция за власть в виде народных лидеров-форсюзеров. Те зрители, что об этом задумываются, быстро начинают ненавидеть Орден как таковой инструмент, и породившую его систему вместе с ним. Это как раз говорит в пользу этих людей. Ещё не хватало, чтобы в фэндоме массово одобряли рабство.
Таким же я вижу Орден: сегодня он централизован и сконцентрирован в Храме, а завтра Сила скажет, что нужно быть ближе к народу - и он рассыплется в горизонтальную сеть малых планетарных образований.
А Сила у нас кто, всенародный консул? президент? королева, наконец? Чтобы предписывать бесчисленным народам ДДГ такие структуры, как римская церковь с её тайными кладбищами уморенных детишек (тоже изъятых, кстати, из семей насильно; неудивительное совпадение)?
Горизонтальная сеть локальных образований и правда была бы гораздо более здравой формой. Желательно ещё, чтобы это были разные ордена, независимые союзы, а не тирания одной-единственной религии\философии.
А как вы представляете себе народных лидеров-джедаев? откуда бы им взяться, по вашему мнению?
Да это-то обычное дело. ОРден - это организация. Таике древние организации имеют свойство окостеневеть, накапливать устаревший мусор и формализовать неформализуемое. Орден в приквелах находится в кризисе, не зря Квай-Гон в постоянных контрах с Советом, а Дуку вообще свалил - и не тогда. когда он уже скорешился с Сидиусом и погиб Квай-Гон, а гораздо раньше.
Например, Орден сросся боками с госструктурами, которые в Республике не самые удачные (модель ДРевнего Рима, кмк, без строгого разделения властей) - это всегда плохо. для духовной консистории.
Ну то есть показательна сцена с Анакином на Совете в "Призрачной угрозе" - двенадцать немолодых уже, опытных, всякое повидавших джедаев до усрачки пугаются мальчика, у которого где-то в будущем что-то странное темнеет. При этом они уже знают, что там на воле бегает ну ладно, не ситх, но ебанутый дарксайдер, который с ходу кидается на джедаев. И такой подарочек ему оставить? Не учить образщаться с невероятной силой? А ну как рванет? ЧСХ, после того, как выяснилось, что тут побывал полноценный ситх, мнение Совета изменилось, здравый смысл возобладал.
Замечание в сторону, для тех, кто считает, что в Ордене Анакину было плохо и его ущемляли и не давали свободы, а Оби-ван был токсичным давящим учителем. В "Атаке уклонов" Анакин, конечно, уже не милый мальчик, готовый помочь по любому поводу, такой милый. такой открытый, а довольно закрытый юноша с проблемами и экзистенциальным кризисом. Но ему не жмет признаться Оби-вану, что он влюблен в Падме, что ему снятся тревожные сны о матери. Да, он выпендривается перед Падме не по делу, и довольно-таки дерзко пробует ее границы - но это, в целом, нормальное поведение. Более того, Оби-ван внимательно слушает Анакина и не отметает его наблюдений и предложений. При этом видно, что Анакин Оби-вана местами достает до печенок, так что тот делает ему внушение в присутствии посторонних.
Ну так, вернемся к Ордену. Я всякие РВ и книжки не учитываю, только фильмы (и то 7,8 и 9 эпизод повинны проходить по категории содержимого мусорной корзины). Орден окаменел, Орден прееживате кризис - и тут ситх наносит сокрушительный удар. Ситхи шли к этому давно, и вот Сидиус у нас во главе Галактики, выгрыз себе диктаторские спецполномочия, а Орден подчинил себе - с этого и начинается третий фильм, из которого совершенно зря убран эпизод, в котором Сидиус объясняет Анакину, в чем смысл последнего закона о джедаях и принимает группу сенаторов.
В "Мести ситхов" Орден давно в ситуации цейтнота - война-то затеяна для того, чтобы некогда было думать, а надо было бежать и трясти.
И еще одно замечание в сторону: когда Мейс Винду, услышав от Анакина, что Палпатин - ситх, тут же собирает ударную группу и идет его арестовывать именем Республики, он это делает явно не в нарушение закона. Республика родилась на руинах войны с ситхами. И быть ситхом - уже само по себе преступление, на которое должны реагировать джедаи.Потому что больше никто не способен.
Кстати, Палпатин добился самой крупной победы за всю историю галактики: он полностью уничтожил джедаев. Уцелело не так много, чаще не мастера и рыцари, а падаваны ( тут я опираюсь на "Войны клонов" и "Павший орден", хотя это второстепенные источники) - Кэнан, Кэл Кестис, Асока...
Не джедаев, а форс-юзеров. Одарённых из обычных далёких от власти семей, с ограбленных Республикой планет, из порабощённых народов. "Старые деньги" (=коллективный паразит, прочно узурпирующий власть и получающий выгоду от республиканской системы) - так вот, старые деньги ничего не боятся так сильно, как народного лидера. Он ведь может использовать мошенническую систему против самих мошенников: честно выиграть выборы, после чего заставить паразитов платить налоги и делиться с народом властью _на самом деле_. Собственно, Палпатин такого лидера успешно сыграл. А представьте, что, если бы не играл? Если такой же, но искренний? Или стихийный повстанец, освободитель порабощённых народов, как Китнисс Эвердин из "Голодных игр", но ещё и форс-юзер? И с ним целая группа таких же?
Вот для предотвращения такого страшного для паразитов сценария и создан Орден. Если забрать человека в янычары в младенчестве и внушить ему - в том числе с помощью джедайских ментальных техник - чувство тотального счастья за его положение раба, то опасным он уже не станет. Наоборот, будет вкалывать за сохрание денег+власти членов сената и их кланов. Умрёт за них, не моргнув, и не потребует ничего взамен. Даже зарплаты. Даже права вступить в брак. Идеальный раб! Оби-ван, бедолага, таким и был.
Конечно, и при такой системе всё ещё будут случаться такие юноши, как Экзар Кун, слишком одарённые, чтобы менталка согнула их в букву зю, и слишком уважающие себя, чтобы благодарно оставаться в рабстве. С такими у сената иногда будут проблемы. Но ничего, этих еретиков всегда можно объявить тёмной тьмой, "ситхами" злыми, и сжечь. Экзара сожгли.
NB: на самом деле ситхи - народ, который республика сгеноцидила, потому что они ей упорно не подчинялись. Почти все ситхи были одарёнными, а их цивилизация слишком высокоразвитой, чтобы можно было поставить их "на надлежащее место" забавных колдующих дикарей с бубенцами. Так что тотальная зачистка их планет руками джедаев, а в дальнейшем сокрытие от населения как факта геноцида, так и самого факта существования ситхов. Зачем населению знать историю? Без знаний людям куда легче всю жизнь голосовать за власть паразитов, не приходя в сознание.
И я бы, например, совершенно свободно обошлась без таких элементов сюжета, как геноцид ситхов республикой+джедаями, бросание ими же своих граждан в пасть хаттам и покража одарённых детей в государственное рабство. Лукас мог бы изобразить джедаев настоящими рыцарями, то есть свободными гражданами и добровольными служителями Республики, а не янычарами. Сценаристы ЛукасБукс могли бы и не рассказывать про геноцид; они могли бы выдумать его как логичный ход, но решить, что это чересчур, что джедаибыникагда, и соврать, что вся раса ситхов вымерла сама собой из-за использования Тёмной стороны Силы, весь народ и вся экосфера всех их планет, включая редких маглов, собак и кошек. Читатели бы поверили, верят же они в вечно мажущих штурмовиков.
Но колхозные рабы понравились Лукасу и его команде больше свободных граждан, служащих своей стране добровольно. Геноцид - больше, чем все другие варианты решения ситхского вопроса. Это, в принципе, всё, что нужно знать об авторе канона и его команде. Так что за говна Диснея надо сказать спасибо; не хватало ещё красивой экранизации псевдофантастических апологий геноцида, рабства и прочих реалий западного фашизма.
Можно спросить - а что вы имеете в виду под более гуманными практиками? И "традиционная монархия" - какими правами в ней обличен монарх? Имеется в виду конституционная монархия, или что-то другое?
Такие общества в европейской традиции стратифицированы с огромным перевесом крестьян. У каждого сословия свои права и обязанности, а рабства либо нет, либо оно крайне ограничено (военнопленными, например). Быть среднестатистическим крестьянином - человеком с человеческим правовым статусом - гораздо выгоднее, чем быть среднестатистическим рабом, который считается говорящим инструментом.
Ну и богатейшие американские плантаторы времен Войны за Независимость имели где-то 300 человек рабов - сравните с количеством крепостных в царской России того же времени.
Крепостные разного рода не рабы, это легально _люди_ с человеческим статусом. Рабы же в западной традиции легально не люди, а вещи.
США, Рим, греческие полисы
Эк вы все в одну кучу-то.
Греческие города рабством пользовались постольку, поскольку. Рабов было мало, в основном домашние. Движущей силой экономики были не они. Войн для захвата рабов полис не вел. Размножался колониями, а они были склонны скорее с местными уживаться и торговать, чем воевать - сил у полиса на масштабную войну не хватило бы. При этом - республика. Вот вам пример: республика - с очень умеренным рабством и положением рабов по большей части в роли "младших членов семьи".
Рим, напротив - большую часть истории Империя. Вот вам ваша любимая монархическая форма правления, а рабство там дай боже, фабрично-латифундиальное.
В США есть рабство, да. Но наряду с этим социальный разрыв между очень богатым и совсем бедным фермером в разы меньше, чем в Европе, скажем, на конец 18-го века. Так что среднестатистический американец и позажиточней будет какого-нить французского крестьянина, и прав-то у него тоже поболе будет. И земелька будет своя, а не аренда через пять ступеней феодальной лестницы (хотя может тут я преувеличиваю
И весь нынешний запад, у которого рабство по большей части вынесено за пределы своей территории.
Простите, о чем вы? Запад первый придумал права человека и в конституцию их записал.
Без дешёвого производства "за еду" эта система накроется
Простите, формально рабство - это не "за еду". Рабство - это если тебя на подпольной фабрике к станку приковали против твоей воли. Если ты сам "за еду" работать пошел, это другое. Вон, что в США, что в Европу мигранты волнами бегут, мечтая о таком "рабстве", потому что это лучше, чем на родине. Никто не говорит, что это хорошо, капитализм есть капитализм, ему действительно нужны пролетарии и это прям беда-беда. Но это все-таки рабством назвать нельзя. Альтернативой будет "средний класс", и его на Западе больше, чем где бы то ни было еще.
Рабы же в западной традиции легально не люди, а вещи.
Рабы в любой традиции так или иначе вещи. Вон, возьмите Восток, Персидскую империю какую-нибудь. А в древнем Китае одно время вообще рабства не было - просто потому, что народ, захвативший те или иные земли, просто подчистую местное население вырезал. По сравнению с такими практиками и рабство - шаг вперед к гуманизму.
Быть среднестатистическим крестьянином - человеком с человеческим правовым статусом - гораздо выгоднее, чем быть среднестатистическим рабом, который считается говорящим инструментом.
По сравнению с рабом - несомненно. У крестьянина есть еще одно очевидное преимущество - близость к орудиям производства, к земле то есть. Но это и все. Если брать монархию, он в самом низу социально лестницы, прав у него - кот наплакал. Любой, кто стоит выше, может пинать его практически безнаказанно. Простите, но я не нахожу никакого резона видеть монархию - тем более абсолютную - в качестве идеала государственного устройства.